О НАС НОВОСТИ ЭКСПЕДИЦИИ КОЛЛЕКЦИЯ НЕОБХОДИМОЕ ТВОРЧЕСТВО ССЫЛКИ ГОСТЕВАЯ
КОЛПИНО | ВЫСОТКИ АПРАКСИНА | "ЛИНИЯ МАННЕРГЕЙМА" | СИНЯВИНО | 2-АЯ УДАРНАЯ АРМИЯ | ОРАНИЕМБАУМСКИЙ ПЛАЦДАРМ
ЧУДОВО - р.ВОЛХОВ | ДЕМЯНСК | ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ | ЛЮБАНЬ | ПРОЧЕЕ

Рассказы коллег: ПО "РУБЕЖ" (г. Москва) | ERASURE&Co (Финл.) | ПО "ВИКИНГ" (г. СПб) | Д-р Менгеле (г. СПб)

2-ая УДАРНАЯ АРМИЯ

предыдущая страница

1 2 3 4 5 [6] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

следующая страница
14-16 октября 2004
     Отдельно хотелось бы поговорить о погоде, а она была замечательная! Подавляющее большинство в дневное время светило солнце, а ночью – звезды. Хотя такая тихая, ясная и безветренная погода сопровождалась понижением температуры. В общем, ночью были "всамделишные" заморозки, и по-осеннему тепло было только с 12:00 до 17:00 – пока ярко светило солнце. И только к концу третьего дня экспедиции стал подниматься ветер и небо затянуло облаками. Зато нас совершенно не беспокоили мошкара и комары!
     Непосредственно к ж\д насыпи мы прибыли уже в сумерках. Первое, что мы увидели на перекрестке – стоянка лесорубов. Там же уже находится вырубка – безлесая, развороченная тяжелой техникой поляна. Мы же бодро свернули и помчались к реке.
     И вдруг в свете фар слева показался еще один вагончик и лесовозный гусеничный трактор. "Вот чёрт", - пронеслось в голове. Пока мы подъезжали к вагончику, стоящему рядом с ж\д насыпью, дорога становилась всё хуже, а мы проехали по насыпи только половину пути.
     Финиш предстал перед нами в виде большой разъезженной ямы, находящейся на месте ж\д насыпи. Эту яму мы попытались преодолеть с ходу на всех парах, но посередине встали плотно. Тем временем в лесу уже темнело. Прошлось расчехлить лопаты и зажечь фонари. Вот именно в таких условиях наголовный фонарь незаменим. В итоге после откапывания машины в жидкой грязи и создания некоего подобия гати нам удалось вырваться из ямы.
     В конце ж\д насыпи перед поляной у реки, которая была разворочена лесовозами еще раньше, стоял еще один вагончик лесорубов и еще один трактор-лесовоз. Из вагончика показались двое мужичков и мы договорились, что они присмотрят пару дней за машиной. О том, чтобы проехать к реке, уже не могло быть и речи, потому что теперь дорога стала жидким болотом. Лагерь мы поставили у реки, справа от моста на остатках еще какой-то насыпи.
     Одному нашему коллеге не терпелось испытать в боевых условиях свой замечательный новый спальник, произведенный в скандинавских странах специально для военных. Можно сказать сразу, что в условиях осенних заморозков спальник себя полностью оправдал.
     Ближе к утру, - часов в 7, - уже никому не спалось. Пока готовили и поглощали завтрак, уже рассвело, и мы пошли к конечной цели нашей экспедиции. Необходимо отметить, что ямы, похожие на блиндажи или укрытия, были обнаружены в одну из предыдущих экспедиций. Но тогда у нас не было возможности полностью их проверить. И вот теперь мы приехали за ними!
     Приятным было то, что уровень воды снизился. Неприятным оказалось то, что понижение уровня воды наглядно показало, что одна из ям была воронкой – совершенно пустой. Вторая яма уже походила на укрытие по своей форме. В ней щупом удалось нащупать что-то вроде настила или перекрытия.
     Кустарник, окружающий яму\укрытие, был вырублен, вода выкачана, и начали копать пробный шурф – для определения глубины ямы и чтобы из этого шурфа откачивать воду и дальше работать "по сухому". И вот лопата коснулась металла! С замиранием сердца мы стали обкапывать находку и откачивать воду. Контуры того, что появилось в грунте больше напоминали сначала ствол пулемета, затем миномета или небольшого орудия. Но нашим радостным ожиданиям не суждено было сбыться. В укрытии, а это было именно оно, лежал предмет, больше всего похожий на банник, которые использовался для чистки ствола орудия. В этом же укрытии был найден некий ключ с деревянной ручкой. Пол этого укрытия действительно был выложен деревом, но не жердью, а скорее поленьями. В общем вся работа была завершена часам к 12 дня.
     Потом мы побродили по окрестностям с детектором, но ничего интересного найдено не было. Правда, недалеко от нашего раскопа было большое укрытие, но не блиндаж. В нем мы нашли большой осколок от снаряда, печную дверцу с красивым барельефом на тему индустриализации и сломанный алюминиевый обруч от немецкой каски.
     После возвращения в лагерь и короткого отдыха было принято решение вернуться к перекрестку и копать там.
     На обратном пути дорогу нам преградила та же яма с грязью. Только сейчас по ней уже проехали несколько раз на тяжелой технике, и от нашей гати, проложенной накануне вечером, не осталось никаких следов. Благо было еще светло и мы снова взялись за пилу для строительства новой гати. И вот дорога уже почти построена, но тут появился Урал и проехал по всей нашей конструкции. Самым завораживающим было зрелище гати из тонких бревен, волной перекатывающихся перед передними колесами Урала. От помощи Урала по перетаскиванию нашей машины мы отказались, потому что во время буксировки у нашей машины могли повернуться колеса, и Урал просто бы не заметил, как оторвал бы их. К тому же из-под Урала бревна могли перекоситься и проломить что-нибудь на нашей машине.
     Мы стали восстанавливать гать. Но силы были уже не те. Пилить и таскать бревна – занятие не из легких. И вот осталось совсем чуть-чуть, но на горизонте появился гусеничный трактор-лесовоз. Такого испытания наша гать могла не перенести, и мы попросили водителя объехать гать сбоку. Да, тяжелая техника – это КРУТО! После проезда трактор все-таки вернулся, и под его прикрытием мы решили проскочить на машине через гать. И если бы мы застряли, то нас бы вытянули.
     Взревел мотор, включены все усиления (мосты и блокировки) и педаль в пол. Так же лихо, как машина поехала, так же лихо она и застряла посередине. Тут нас трактор и выручил. Мы, конечно, поблагодарили тракториста, однако они же сами и виноваты в таком состоянии дороги, поэтому презентовать ничего не стали. Лес в тех местах теперь на лес и не похож – грязь, бревна.
     Снова в сумерках и темноте мы поставили лагерь на месте нашей стоянки в предыдущую экспедицию в эти места. Ночь была более теплой. Под утро какой-то зверек (судя по звуку шагов – небольшая собака или лиса) попыталась слопать нашу картошку с тушенкой, но котел был надежно укрыт тентом, и "крысятничество" не прошло.
     После утреннего завтрака мы пошли осматривать местные достопримечательности. Первое, что порадовало, – низкий уровень воды. В предыдущие экспедиции каждая ямка была залита водой, а сейчас в некоторых укрытиях видимой воды не было совсем. Вода была в основном только в раскопанных блиндажах и укрытиях.
     Для раскопок было выбрано укрытие, расположенное недалеко от блиндажа, который мы копали в июле.
     Вскоре после вскрытия верхнего слоя грунта показались сгнившие бревна наката. Это уже хорошо. Также сверху лежало много камней. Это тоже говорило о том, что было что укрывать. С одной стороны – на месте входа - укрытие имело квадратную яму. Скорее всего это было выкопано во время войны, потому что копать квадратный шурф на входе такого небольшого укрытия, да еще метровой ширины, смысла нет.
     После снятия верхнего слоя мы прошлись детектором, и в одном месте детектор определил наличие цели. Шурф в районе срабатывания детектора уперся в металлический ящик. С этого момента копать стало интереснее.
     С самого начала мы разрабатывали два шурфа – у входа и посередине укрытия. У входа шурф быстро достиг дна, и кроме крышки от снарядного ящика, там ничего не было. Шурф посередине укрытия был более интересным в плане находок.
     При расширении шурфа до боковых стенок и выкапывания его до пола было извлечено на свет Божий пять металлических ящиков для минометных мин 81 мм. Состояние ящиков было средним – крышки четырех ящиков проржавели насквозь по периметру. Хотя в целом ящики были крепкими. Когда достали первый, то он был закрыт и тяжелый. Мы подумали, что там набралась глина. Но когда мы его открыли, то нашему взору предстали три красивеньких мины, да еще две круглые коробки с доп.зарядами впридачу.
     Относительно содержимого остальных четырех найденных ящиков у нас сомнений не было. Мины сохранились неплохо. Одну удалось отмыть. Корпус мины был покрашен красной краской. Черной были нанесены соответствующие надписи. Дата "2.2.42" (напомним - бои были во время Любаньской операции). На коробках с доп.зарядами были наклеены бумажки с маркировкой, но они почему-то лежали этими бумажками на минах и сгнили посередине. Можно добавить, что качество ткани, в которой был завернут порох доп.заряда – отличное. Даже розовые нитки сохранились полностью.
     Потом в центральном шурфе было найдено: скляночка (скорее всего медицинская); крышка от нем.котелка в краске, но с металлической застежкой; гнилые маузеровские патроны; саперная лопатка, очень похожая на советскую МСЛ обр. 1941г. (без ручки, с маленькой трещиной внизу штыка, но крепкая) - скорее всего "австрийка"; крышка от минометного ящика для мин 50 мм.
     Завершение раскопок у дальней от входа стенки результатов не дало. К тому же в одном из дальних углов росло здоровое дерево. Мы немного подкопались под него, но там пошел плотный и некопаный грунт. В общем, нашли несколько пустых коробочек от допзарядов к миномету.
     Пол укрытия не был полностью укрыт деревом, но имел несколько досок и боковые "направляющие" вдоль стен. Около часу дня все работы в этом укрытии были прекращены. Дальше проводилась разведка местности с детектором. Также мы проверили несколько копанных не до конца укрытий, но результатов по ним никаких нет. Поиск с детектором по поверхности принес следующие результаты.
     Были найдены коробочки от допзарядов как 50, так и 81 мм; пару советских хвостов от мин; патроны и немного стреляных немецких гильз; крышки от минометных ящиков; части ящиков от "колотух"; пару крышек от "колотух". Интерес представляли 4 патрона от немецкого противотанкового ружья (PzB 39). Калибр пули 7,92mm, а сама гильза довольно большая. Такие патроны попадаются, но не очень часто. Эти патроны были тут же разряжены. Пули, как и следовало ожидать – бронебойно-зажигательные.

     ИТОГ ПРОВЕДЕННЫХ РАБОТ - разминирования там, вероятно, не было, но и оставили нам товарищи фрицы не так уж и много. В узлах у речки и перекрестка работать, наверное, больше не будем, попробуем заняться советскими позициями и нейтралкой. Железнодорожной насыпи больше нет - её уничтожили лесовозами.


Результаты верхового поиска. Патроны для немецкого противотанкового  ружья (53 Кб)

Порох почти сухой. Пуля - бронебойно-зажигательная (42 Кб)

Спокойная река (88 Кб)

По весне река разливается так, что этого моста не видно. Только перекат говорит о том, что под водой что-то есть (110 Кб)

Вид укрытия у реки до начало работ. Плотный кустарник вокруг уже вырублен (100 Кб)


Продолжение работ. Посередине в луже торчит предмет, похожий на банник (83 Кб)


Довольный обладатель банника. Теперь-то можно почистить прикопанную где-нибудь пушку... (87 Кб)


"Переправа, переправа. Берег левый, берег правый..." (91 Кб)


"Эх, дороги...
Пыль да туман..."
Ну и так далее по тексту (77 Кб)


Укрытие, вероятно для минометного расчета или мин. В процессе (104 Кб)


Общий вид "стройплощадки" (113 Кб)


Бесполезные и опасные результаты работы. Пригодиться могут только сами ящики. Например, для инструментов (109 Кб)


Подробности (97 Кб)


Так предпочитают показывать ВОП в телевизионных сюжетах. Мы - не исключение. Вот если вызвать сапёров, так они, наверное, год будут ехать (104 Кб)

предыдущая страница

1 2 3 4 5 [6] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

следующая страница

Copyright©2004-2007 Hmur, Forrest Gump, Serge

Hosted by uCoz